Расстояние от лысой горы до улан-удэ

Достопримечательности

На территории дацана имеется магазин «Буддийская атрибутика». Тут можно купить сувениры, хий-морины и другие культовые предметы.

Есть кафе под названием «Кайлас», предлагающее вкусную национальную еду.

Молитвенные камни

Везде цветы и скамейки, много скульптур. В одной из композиций бууза и момо представляют национальные предпочтения в еде бурятов и тибетцев. Выполненные из цельного куска белого мрамора, они весят больше тонны каждая.

33 защипа в верхней части имеют сакральный смысл, напоминая о мире богов на вершине Сумеру. Бууза и момо символизируют благоденствие, а их белый цвет – чистоту ведущего к нему пути.

Символы буддизма

Ступа

Ступы (по-бурятски — «субурган») символизируют эпизоды из жизни Будды. Они могут иметь восемь различных форм, символизирующих рождение, этапы просветления и чудеса, которые творил Будда.

Шафрановый цвет

Символизирует мудрость, чистоту и божественное откровение. По преданию, в древности буддийские монахи одевались в белое. Однако после очередного купания их одежда сама собой стала цвета шафрана.

Дерево бодхи

Считается, что это реальный вид дерева, получивший в настоящее время название «фикус священный». Сейчас его можно увидеть в любом буддийском монастыре или храме. Именно под таким деревом, по легенде, Сиддхартха Гаутама достиг полного просветления.

Лань

Предание гласит, что, когда Будда читал пяти аскетам в лесу свою первую проповедь «Поворот колеса учения», из-за деревьев показались две лани. Они слушали Учителя, а после того, как проповедь была закончена, скрылись в лесу. С тех пор лань символизирует «принятие учения». Ее скульптурное изображение можно встретить на территории буддийских монастырей.

Зонт

Не исключено, что буддийский монах с зонтиком просто пытается защититься от жара или дождя. Однако зонт в буддизме символизирует еще и благие деяния, направленные на защиту от ударов судьбы.

Лотос

Лотос символизирует чистоту. В этом цветке заключается метафора буддизма. Лотос растет в мутной и грязной воде, тем не менее он всегда остается чистым.

Об этом объекте также читайте в разделе: Религиозное наследие

Как доехать к дацану из Улан-Удэ

Добраться до Иволгинского дацана можно на общественном транспорте, такси или на личном автомобиле. На какой транспорт сесть: сначала необходимо попасть на остановку «площадь Банзарова», от которой ходит два автобуса в Иволгинск: № 104 и № 130. Они же, кстати, проходят через остановки «ТК Народный», «Площадь Советов» и «Виадук», так что можно сесть на этот транспорт на любой из остановок. Автобус № 130 едет до остановки под названием «Конечная» в Иволгинске, автобус № 104 останавливается там же, но продолжает движение дальше, так что будьте внимательны и не пропустите ее.

Светлана Аубекерова

В Иволгинске прямо на остановке «Конечная» стоят маршрутные такси, которые не имеют номера, но на них есть табличка «До дацана». Именно на них можно доехать до села Верхняя Иволга и остановиться прямо у ворот храмового комплекса. Со всеми пересадками и ожиданием транспорта вы потратите не больше часа.

На такси поездка займет меньше времени — около получаса, стоимость поездки из Улан-Удэ составит около 500 рублей. На личном транспорте вы доберетесь так же — по мосту через реку Селенга выезжайте к трассе А-340, по ней следуйте до Иволгинска (около 35 километров), а затем направляйтесь севернее в сторону Верхней Иволги (около 8 км).

Видео об Иволгинском дацане

Что посмотреть в монастыре

Традиционно знакомство с Иволгинским, да и любым другим дацаном начинают с гороо — обхода территории по часовой стрелке. Совершить его нужно нечетное количество раз и не торопясь: каждый объект имеет особое значение. Посетителям необходимо соблюдать простые правила приличия: разговаривать спокойно, не ругаться, не вставать спиной к статуям Будды и не указывать на них пальцем. А вот фотографировать можно — здесь это не возбраняется.

Светлана Аубекерова

Если есть интерес к истории и назначению дуганов, ступ и других объектов, можно обратиться к ламам (священникам дацана): они с радостью проведут экскурсию и расскажут о традициях буддизма всем желающим. Другой вариант — подготовиться и не спеша осмотреть достопримечательности самостоятельно. Кстати: в каждом дугане проводятся хуралы (богослужения с молитвами), на них могут присутствовать все желающие.

ПримечаниеОбычай предполагает, что посетители после обращения к ламе или посещения хурала оставляют пожертвования, но это необязательно.

Какие дуганы встретятся на пути экскурсанта:

  • Сочген дуган — главный и самый крупный храм комплекса;
  • храм-дворец хамбо ламы Этигэлова;
  • Чойра дуган — философский факультет, самое старое здание дацана;
  • храмы будд — Диважин дуган, Майдарин сумэ, Маниин дуган, Гунриг дуган, Сахюусан сумэ и др.;
  • храм богини Зеленой Тары — Ногоон Дара Эхын Сумэ;
  • и даже храм-оранжерея священного дерева Бодхи, под которым Гаутама Будда обрел просветление.

На территории монастыря есть и другие священные объекты: например, ступы-субурганы. Это архитектурные сооружения, ранее выступавшие хранилищем реликвий, а теперь являющиеся памятниками особым событиям.

Светлана Аубекерова

По пути встретятся молитвенные барабаны хурдэ, один поворот которых заменяет чтение сотен мантр, камень богини Зеленый Тары (возле него загадывают желания), дворцы действующих лам и духовный университет.

Светлана Аубекерова

Тем, кто пришел познакомиться с культурой Бурятии, можно заглянуть в музей и библиотеку. Также рекомендуется побывать в кафе и на рынке, чтобы приобщиться к национальной бурятской кухне и купить что-то у местных ремесленников.

Идеальный объект

Подведем итог. Путешествие на Баян-Хонгор стало для нас настоящим открытием в плане того, как нужно правильно обустраивать туристические достопримечательности. Мы бывали в разных местах, которые уже являются или могут стать визитной карточкой как района, так и республики в целом. Некоторые из них оборудованы, порой даже неплохо. Другие, несмотря на имеющийся потенциал, остаются «дикими» памятниками. Да, там интересно, красиво, необычно. Но объект совершенно не подготовлен для туристов – нет ни ограждений, ни обзорных площадок, ни зон отдыха со всей соответствующей инфраструктурой (указателями, лавочками, столами, мусорными баками, туалетами). Иногда нет и тропинок, что превращает достопримечательность в довольно опасное место, где можно упасть, получить травму или заблудиться. И такую полнейшую «анархию» можно встретить даже на весьма «раскрученных» объектах, куда организованно возят туристов, совершенно не задумываясь о том, что все эти «бытовые мелочи», по сути, таковыми не являются. Порой они создают столь гнетущее впечатление, что турист не только сам больше не захочет туда приезжать, но и другим не посоветует. Поэтому местные туроператоры то и дело удивляются отсутствием спроса на их услуги. Вроде и маршрут есть, и автобус, и гид… А турист не идет. Зато там, где к вопросу подошли грамотно, от путешественников отбоя нет. 

Именно такой грамотный подход мы и встретили в селе Баян-Гол. Думается, что туроператорам, стремящимся привлечь к себе туристов, следует взять «Большого Будду» за образец. Ну а тем, кто еще не видел Будду в хоринской тайге, советуем обязательно добраться до Баян-Гола. Ведь это не так уж и далеко от Улан-Удэ. 

Пожалейте деревья!Бяан-Хонгор – место священное. Поэтому многие по привычке стремятся «украсить» деревья и кустарники хадаками и ленточками. Но делать этого не нужно! Возле скалы установлены информационные щиты, которые предостерегают от таких действий. «Просьба не вешать хадаки на деревья во избежание засыхания!» — гласят предупреждения. Некоторые, правда, все равно не слушаются… Но в целом местность избежала участи быть «завешанной» лентами. Поэтому тайга там живая.

Удивительный Баян-Гол

За всю страну сказать не можем, но, судя по увиденному, в хоринское село Баян-Гол действительно пришли покой и гармония. Нам приходилось бывать во многих деревнях Бурятии, в том числе и в тех, которые относятся к самым красивым. Там было неплохо. Но Баян-Гол просто удивляет своей ухоженностью и аккуратностью. 

На улицах не видно ни мусора, ни развевающихся на ветру пакетов или «залежей» бутылок, как это обычно бывает во многих селах. Все чисто и облагорожено. Есть даже пешеходный переход со световым индикатором! Поразило и озеро возле села. Такую хорошо обустроенную зону отдыха в Улан-Удэ не увидишь!

Есть скамейки, качели, обзорная площадка, с которой можно любоваться на гладь водоема. Рядом спортивная площадка и ровный «строй» субурганов. 

Продумали сельчане и маршрут к своей достопримечательности, понимая, что изображение Будды обязательно привлечет поток туристов. На дороге то и дело встречаются указатели. Так что заблудиться невозможно.

А у подъема на гору имеется площадка, где можно оставить автомобиль. Там же есть и юрты – по всей видимости, летом они работают как кафе. Учли баянгольцы и трудности пешего перехода к скальнику. На каждом повороте или подъеме установлены лавочки, где могут отдохнуть уставшие путники. А перед завершающим подъемом имеются обеденный стол и туалет. И это в отдаленной таежной местности! 

melnik_a

После похода в сауну Сергей меня повёз на Лысую гору в дацан “Ринпоче-Багша”.Вот информация о Лысой горе с сайта Турпром.В Улан-Удэ, столице Бурятии, существует местность под названием Лысая Гора – по сути, это сопка, с которой открывается широкая панорама города. Сопка довольно высока, застроена частными домами, к городу отсюда сбегает асфальтированная дорога.Сейчас сложно представить, что более десяти лет тому назад Лысая гора представляла собой пустырь, куда членам сангхи пришлось на грузовиках везти чернозем, для того, чтобы иметь возможность создать здесь кусочек своей «Чистой Земли», фрагмент Западного Рая. Благодаря работе друзей и представителей буддистской общины, Лысая гора теперь, скорее, «Цветущая». На зеленом холме здесь теперь стоит дацан из красного кирпича с парадной розовой лестницей: вокруг разбит газон, ярусами спускаются к каменному ободу цветы и декоративный кустарник.Попадая сюда, ощущаешь, как с гипнотическим пением монахов, с каждой произнесенной мантрой с Лысой горы вниз к просторным улицам города разливаются волны благой, очищающей силы и энергии.Лысая гора – удивительное место, мало какой район мажет сравниться по красоте с этим царством хребтов и сопок, почти совсем пустых или покрытых густым лесом. Часто Лысая гора окутывается таинственным серым туманом, сквозь который видны яркие взмельки праздничных буддистских флажков.Сергей сделал много интересных снимков с этой горы, вид просто потрясающий.

среда, 6 сентября 2017 г.

Дацан Ринпоче Багша и тропа символов года

Ни прогулки по центру, ни походы в музеи не могут с этим сравниться. В центре Улан-Удэ почти всё советское и европейское, хоть и чувствуется азиатский оттенок, а здесь живой колорит. Можно свободно зайти в буддийский храм, позвонить в огромный колокол в саду монастыря и пройти по тропе 12-ти символов года. Буддисты верят, что совершая этот круг по часовой стрелке, человек усиливает свою удачу и получает возможность реализовать заветное желание. Правда это или нет, но в конце я и правда ощутила прилив энергии и хорошего настроения. Это лучшее место в Улан-Удэ!

Что значит «Ринпоче», и кто такой «Багша»?

Под учителем имеется в виду основатель этого дацана – лама Еше Лодой Ринпоче. Считается, что Еше Лодой – одно из проявлений Будды в нашем обыденном мире. Он приехал в Бурятию из Тибета в 1992 году.

Дацан совсем новый, открыт в 2004 году, и, строго говоря, исторической и архитектурной ценности он не имеет. Храм построен из красного кирпича, с пластиковыми окнами и прочими атрибутами современности. Похоже, что новые храмы в Бурятии строятся именно так: без попыток воспроизвести старину.

Попасть туда можно совершенно беспрепятственно, даже если вы не буддист. Каких-то строгих правил нет, но одеваться желательно разумно: ноги и плечи у взрослых должны быть закрыты.

Самый большой Будда в России

Внутри установлена самая большая в России статуя Будды Шакьямуни.

Конечно, это не такое огромное изваяние, как будды в храмах Тайланда, Мьянмы и Китая, но тоже внушительное.

Зачем буддисты вращают барабаны?

Вокруг Дацана Ринпоче Багша разбит ухоженный сад. В дальнем его конце стоят те самые барабаны, которые всегда фигурируют на фото из буддистских храмов и монастырей:

В Бурятии они называются хурдэ. Внутри барабанов закручены свитки с мантрами. Предполагается, что идя по часовой стрелке и вращая каждый барабан, человек одновременно совершает и духовное, и физическое действие. Сделав круг, он получает положительную энергию.

Хождение по часовой стрелке во время обрядов – важное для буддистов правило. Ему надо следовать в храмах и на дорожках, предназначенных для ритуалов

В остальном по территории дацана можно ходить в любом направлении.

В центре беседки, окружённой молитвенными барабанами, стоит дракон. Это первая из беседок посвящённых символам года.

Тропа символов года

Чтобы пройти всю тропу, нужно зайти с левой стороны от храма и спуститься вниз по лесенке. Я не знала, что и этот круг тоже является священным (в конце-концов, мне неизвестно о связи буддизма с китайским календарём!), и мы начали с противоположного конца. Нас сразу же мягко развернули: «Первая беседка с другой стороны, а эта последняя. Надо начинать оттуда». Никто не нахмурился и не возмутился тому, что туристы делают всё неправильно. Я спросила, почему не отсюда, женщина, поднимавшаяся навстречу, ответила: «Отсюда никак не получится».

Начали как положено, с года мыши:

Животные-покровители идут согласно восточному календарю: мышь, корова, тигр, заяц, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака и свинья + дракон, стоящий отдельно от других.

Т.к. тропа окружена сосновым лесом, есть шанс повстречать белку. Для них на поручнях стоят кормушки, можно приносить орехи.

Символ моего года – собака:

Вид на Улан-Удэ из Дацана Ринпоче Багша

Говорят, что с территории дацана открывается лучший вид на Улан-Удэ, и многие приезжают ради него. Вид действительно красивый, в основном из-за гор.

Но вот не могу сказать, что из дацана видны какие-то красоты Улан-Удэ. Вокруг лишь жилые кварталы, а центр настолько далеко, что ничего не разглядишь.

Как добраться до Дацана Ринпоче Багша из центра?

Дацан находится на окраине, но добраться туда из центра очень просто, маршрутки ходят одна за другой. Они останавливаются напротив Площади Советов, у Филармонии (остановка Филармония), садиться надо с той стороны улицы, где дорога идёт в гору. Номер маршрутки – 97, дацан будет на конечной остановке.

Пешком идти очень далеко, да и не стоит того. Расстояние от Улан-Удэ до Дацана Ринпоче Багша в зависимости от маршрута – 5-6 км, а дорога туда проходит через частный сектор, ничего выдающегося по пути не будет.

Кроме Дацана Ринпоче Багша мы ещё ездили в Иволгинский Дацан, которому больше лет, и он считается более важным. Там, конечно, было больше традиционных старинных строений, и посещение ушедшего в нирвану ламы тоже производит впечатление, но зато по сравнению с ним Дацан Ринпоче Багша гораздо менее туристическое и более спокойное место.

Дорога долгой жизни

В 2011 году вокруг храма открылась зелёная парковая зона с километровой Дорогой долгой жизни – гороо.Деревянная дорожка обнесена перилами, примерно до половины она идёт под уклон, а со второй половины – на подъём.

По ней можно обойти вокруг всей территории храма, по пути заглянув в «свою» беседку. Всего их двенадцать, в соответствии с количеством лет цикла в буддийском календаре.

Скульптура знака года в яркой стилизованной форме встречает родившихся под его покровительством у входа в беседку.

Внутри беседок на стенде есть изображения святых, покровительствующих каждому знаку, их мантры и информация о годах, относящихся к данному животному. Сидя здесь, можно почитать мантры и обрести душевное равновесие.

Восточная ступа

В середине восточной ступы двухуровневый алтарь. В верхнем ряду статуи Будды и живописные изображения в драгоценных камнях. Под ними стоят статуи Богинь долгой жизни. Их 1080, и они выполнены из драгоценной красной меди в Сингапуре.

Монастырь Гьюме прислал по приглашению Ело Ринпоче своих послушников, и они вложили в статую каждой богини мантры и другие необходимые предметы.

Верхушка ступы разделена на 8 частей, что олицетворяет восемь типов благородных людей. Над ней верхняя часть шпиля – сфера, символ ушниши Будды, в которую заложена статуэтка его самого.

Ушниша – это волосы в виде конуса на макушке, которые являются признаком просветлённого человека.

После сожжения великих людей, в пепле часто остаются рингселы – шарики, напоминающие хрустальные или жемчужные бусины. Они показывают высшую степень духовной чистоты умершего и то, что практиковавший глубоко овладел совершенством, состраданием и мудростью.

Восточная ступа

</p>

Такие реликвии, прошедшие долгий путь в пространстве и времени: Индия – Тибет – Улан-Удэ, от Паринирваны Шакьямуни до наших дней, подарил буддистскому центру тибетский монах. Они также помещены в восточной ступе.

Часы её работы – с одиннадцати утра до пяти вечера каждые выходные и во время великих буддистских праздников. Созерцание реликвий помогает духовно соединиться с учением Просветлённого, очистить свою негативную карму, особенно если посетитель правильно умственно настроится.

Драгоценными камни и металлы, жемчуг украшают собой великолепные танки на стенах, которые создал ещё один ученик настоятеля храма – Еше Гомбо. Они изображают различные буддийские божества.

Подарки

Одна из самых больших статуй Будды в России появилась в буддистском центре благодаря средствам А.М. Туракина, местного общественного деятеля и предпринимателя. Но не он один сделал храмовому комплексу такой щедрый подарок.

Изюминкой молельного зала являются также огромные бубинговые чётки. Их преподнёс 10 лет назад Хаяши Хироши.

Этот японский монах собственноручно сделал несколько наборов таких чёток из ствола дерева, которое росло две тысячи лет. Когда срок жизни растения подошёл к концу, ценное дерево привезли из Африки в Японию, где его и купил Хироши.

Бубинговые четки

</p>

Чётки весят 350 килограммов. Обладая искренним желанием, чтобы человечество жило в мире и достатке, японский верующий преподнёс свои изделия буддийским храмам нескольких стран.

  • России,
  • Канаде,
  • Монголии,
  • Южная Корее,
  • Японии

Монастыри-обладатели этого дара условились в каждом месяце проводить общую молитву, чтобы добро и счастье преобладали в нашем мире. Каждый раз, когда наступает 28-е число (по Григорианскому календарю), буддисты могут присоединиться к этому молебну.

Защитник Дхармы Махакала – гневная эманация Авалокитешвары – выполнен из цельной глыбы чёрного хрусталя. Это драгоценный минерал из Бразилии. Статую подарили храму на Новый буддийский 2009 год.

Ступы на территории

Перед храмом имеется смотровая площадка, откуда открывается захватывающий дух вид на город, лежащий у подножия горы, и изгибы Селенги, которая несёт мимо свои воды из Монголии в Байкал.

Через год после открытия храма ниже площадки установили 8 буддийских ступ:

  • Лотоса,
  • Пробуждения,
  • Мудрости,
  • Чудес,
  • Схождения с небес Тушита,
  • Примирения,
  • Совершенной Победы,
  • Паринирваны.

8 ступ дацана на Лысой Горе

</p>

Ступы символизируют 8 подвигов Будды и его незамутнённую природу ума. Обходя эти архитектурные строения совершенной формы, можно очиститься от всего негативного и приобрести мудрость и благие заслуги.

Выше смотровой площадки есть две Золотые Ступы Примирения: Западная и Восточная. Они образуют единый архитектурный ансамбль, высотой 23 метра. Диаметр каждой ступы 14 метров, и их можно посещать.

Ансамбль символизирует то, что каждый может достигнуть реализации: и мужчина, и женщина, так как одну ступу венчают четыре монаха, а вторую – четыре Дакини, то есть и в тех, и в других заключена природа Будды.

Расположенные по четырём сторонам верхней части восточной ступы статуи буддийских монахов символизируют четыре части Сангхи и ритуал её покаяния – Соджонг.

Дакини на другой ступе держат то, что принято подносить в традиционных ритуалах:

  • воду,
  • светильники,
  • благовония,
  • еду.

Они смотрят в направлении четырёх сторон света. Это символ вечного подношения всем святым, чтобы укреплялся мир и согласие между людьми, их благополучие и процветание.

Западная ступа

</p>

Ступы гармонизируют мир, где бушует стихия, и постоянно происходят конфликты. Скульптуры на них показывают, кроме прочего, единство метода и мудрости по дороге к Пробуждению для благоденствия всего сущего.

Будда на скале

Не менее впечатляюще оформлена и площадка возле «Большого Будды» — аккуратно сделанные помосты, лестницы, металлические, деревянные и даже вырубленные в скале. На всех сложных участках установлены поручни. 

А уж как великолепен на скале Будда, заигравший в лучах солнца! Это просто невозможно передать! Можно только увидеть и прочувствовать (к сожалению, фотографии не могут передать все цвета, краски и, что самое главное, энергетическую мощь этого места). 

Посмотреть на величественное изображение можно как с земли, так и поднявшись на специальную площадку. Кстати, с нее скала с ликом Будды кажется более внушительной – словно стена до небес! Еще можно пройти по специальному помосту у подножия сидящего на цветке лотоса Будды и оставить там подношение. 

Обойдя скалу, можно выйти на вторую точку скального комплекса Баян-Хонгор – туда, где установлены статуи Будды, привезенные из Индии.

И опять мы были впечатлены тем, как основательно сделан этот объект. Повсюду металлические лестницы и переходы, перекинутые через валуны

Так что безопасности верующих и туристов здесь уделено большое внимание. 

Здесь же можно взойти и на обзорную площадку, с которой открываются величественные виды на степную долину. Там можно предаться релаксу и подумать о бренности бытия. Ну а если раздумывать некогда, можно взять в руки камеру и запечатлеть свое пребывание у «Большого Будды». Те, кто не мыслит себя без социальных сетей, тоже не впадут в уныние – на вершине скалы телефон принимает устойчивый сигнал. 

История дацана

Неожиданно для многих после окончания Великой Отечественной войны власти пошли на небольшие уступки. И хотя в восстановлении старинных дацанов XVIII века буддистской общине было отказано, власти выделили ей землю в болотистой местности, неподалеку от поселка Верхняя Иволга, в 30 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Одна из зажиточных бурятских семей пожертвовала под храм собственный небольшой дом. Он обустраивался силами добровольцев и лам, также неожиданно амнистированных после войны. Именно из этой постройки впоследствии вырос Иволгинский дацан.

«…Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее…» — писал о дацане Далай-лама XIV.

«Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хиид» — так полностью звучит название дацана на бурятском и переводится как «монастырь, где вращается колесо учения, полное радости и приносящее счастье». В тибетской традиции дацанами принято называть «факультеты» буддистских университетов, где изучают философию и медицину при монастырях. Однако в России — вероятно, из-за долгих периодов изолированности буддизма от внешних влияний — за дацаном закрепилось значение не только университета, но и монастыря.

На сегодняшний день в России около 3 миллионов буддистов — это третья по численности конфессия в нашей стране.

Сегодня, много десятилетий спустя, Иволгинский дацан — это монастырский комплекс из восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину. Слава о нем распространилась далеко за пределами России. И связано это не только с современным духовным образованием, но и с именем Даши-Доржо Итигэлова, лидера буддистов России начала XX века, сподвижника далай-ламы XIV.

Итигэлов перед смертью в 1927 году обратил к монахам две просьбы: читать о нем особую заупокойную молитву и «навестить его тело через 30 лет». Монахи не решились читать подобную молитву при еще живом учителе. Тогда Итигэлов, заняв позу лотоса, сам начал ее читать и так ушел в лучший мир. Не меняя положения тела, его похоронили в кедровом саркофаге в Хухэ-Зурхэн, неподалеку от Улан-Удэ. В 1957 году, к тому моменту, когда покойного осмотрели в первый раз, на территории нынешнего Иволгинского дацана уже стоял небольшой храм-сумэ и несколько домов для лам. На теле Итигэлова не было следов тления. После проведения обрядов и смены одеяния тело снова захоронили. В следующий раз нетленное тело Итигэлова подняли в 1973 году и погребли вновь.

Дацан рос. Возникали новые храмы, росло количество монахов и лам. Буддизм в России стал возрождаться. В сентябре 2002 года саркофаг выкопали. Ученые, которые всегда скептически относятся к подобным историям, предложили сделать экспертизу тела. Она показала, что суставы Итигэлова остались подвижными, а кожа мягкой. Эксперты не смогли объяснить этот феномен. А монахи ответ знали и так. Они перенесли тело Итигэлова в дацан и вместе с добровольцами воздвигли для него специальную постройку, самую красивую во всем комплексе дацана.

Сегодня паломники из близлежащих регионов и из других стран приезжают специально, чтобы увидеть нетленное тело двенадцатого Пандито Хамбо-ламы. Считается, что Итигэлов помогает тем, кто его просит. А дацан продолжает развиваться, превратившись за несколько десятилетий из небольшого синего домика в монастырский комплекс — со своей рощей бодхи и живыми косулями, которые ежедневно слушают молитвы монахов, повторяющих слова Будды, сказанные 2500 лет назад.

Нетленный хамбо лама Этигэлов

В 2002 году дацан в Иволгинске стал «домом» одного из величайших чудес всего света. Сюда было перевезено нетленное тело ламы Этигэлова (Итигэлова), которое почти сто лет не поддается разложению.

История гласит: в 1927 году лама достиг просветления, и перед уходом в нирвану велел ученикам 30 лет хранить свое тело. Учителя в позе лотоса поместили в деревянную бочку, а по истечении 30 лет извлекли его. Оказалось, что тлен совсем не коснулся просветленного! Позже его еще несколько раз «проверяли», а перед транспортировкой в Иволгинский дацан ученые провели исследования. Выяснилось: все ткани тела ламы не поддаются омертвению, а само тело нисколько не деформировалось и даже имеет собственную температуру, которая может незначительно изменяться.

Светлана Аубекерова

Таким образом, хамбо лама Этигэлов до сих пор отчасти находится в мире живых. Посмотреть на чудо нетления может любой посетитель во время крупных буддистских праздников. Их насчитывается восемь: это Весак (конец мая — начало июня), День Дхаммы (полнолуние в июле), буддистский Новый год и другие.

Молитвенные флаги

Интересен комплекс молитвенных флажков, расположенный на отдельной площадке. На нём возведены современные приспособления, чтобы развешивать «коней ветра».

Считается, что «кони», подгоняемые ветром, домчат молитву того, чьё имя написано в центре флажка, до небес. Хий-морины вешают в определённом направлении.

Цвет флажка соответствует установленному знаку буддийского календаря:

Год Мышь,Дракон,Обезьяна Свинья,Овца,Заяц Тигр,Лошадь,Собака Петух,Корова,Змея
Цвет ткани Синий Зелёный Жёлтый Белый
В каком направлении вывешивать Восток Юг Запад Север

Эта практика способствует накоплению добрых заслуг и лучшему перерождению.

Золотой Будда

Китайский мастер Ги Шиюань отлил для храма из бронзы статую Будды, высотой 6 метров. Она была доставлена из Пекина сначала в Маньчжурию, а оттуда переправлена в Россию и приехала в Улан-Удэ на машине, в разобранном виде, накануне Сагаалгана – Праздника белого месяца.

Верующие, ожидающие прибытия статуи, поднесли храму богатые дары. Золотые, серебряные, коралловые изделия, белые шарфы – хадакибыли помещены в основание статуи.

Бронзовое божество собрали, и Ело Ринпоче освятил его. Немного погодя Далай-лама прислал из Дхарамсалы:

  • две статуэтки: Авалокитешвары и Ямантаки;
  • хадаки;
  • урилы (специальные пилюли).

Их тоже положили вовнутрь.

Последними пополнили сокровищницу Ганджур и Данджур, приехавшие из тибетского монастыря Кумбум, расположенного там, где родился Цонкапа, после чего она была замурована. Через два месяца после прибытия бронзовый Будда стал золотым, благодаря позолоте, нанесённой китайскими мастерами.

Он украшает собой главный храмовый зал. Летом 2004 года дацан открылся, и Золотого Будду освятили в этот день повторно.

По обычаю, перед посещением буддийский храм нужно обойти по часовой стрелке, прежде чем войти. Для этого тут выложили кирпичную дорожку вокруг главного здания. Вдоль дорожки расположены молитвенные барабаны, которые можно крутить, таким образом «читая» мантры.

На территории расположено много стендов с изречениями из буддийского учения. Прогулка проходит под негромкую расслабляющую тибетскую музыку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector