Свято-благовещенская никандрова пустынь в псковской области
Содержание:
Фото и описание
Никандрова пустынь находится в 40 км от города Порхова, рядом с Демьянкой. Пустынь была образована преподобным Никандром. Этот человек родился 24 июля 1507 года в крестьянской семье, в селе Виделебье, что находится на Псковщине. В возрасте 17 лет Никон поступил на работу к торговому человеку, по имени Филипп, в городе Пскове. Через некоторое время он поступил в Крыпецкий монастырь в качестве послушника. Вскоре Никон был пострижен в монахи с именем Никандр. Стремление к отшельнической жизни и безмолвию заставило Никандра поселиться на острове, расположенном неподалеку от монастыря, где он основал себе хижину, но вскоре снова возвратился в свою пустынь. Никандр умер осенью 24 сентября 1581 года, после чего некий диакон Петр решил возвести над могилой преподобного небольшую церковь, тем самым, положив начало обители.
В 1585 году на могилу Никандра пришел мирянин Исаий – именно при нем в лице игумена была выстроена церковь Благовещения Богородицы при могиле преподобного Никандра. На протяжении 1652 года с благословения Митрополита Никона была возведена деревянная церковь в честь преподобного Никандра. На протяжении середины 17 века при монастыре были выстроены деревянные церкви во имя преподобного Александра Свирского и Святой Троицы. В 1665 году поляки жестоко разграбили обитель, а весной 1667 года по причине пожара сгорели все имеющиеся четыре церкви, а также все монастырские постройки. Новое возрождение обители началось только при царе Алексее Михайловиче.
После того, как Россию минула революция 1917 года, пустынь буквально разделила участь наибольшего количества монастырей. Производственный инвентарь, культовые вещи, скот, а также монастырские здания были оставлены монахам на правах их «бесплатного» пользования, что давало право государству в любой момент изъять их. На основании данного декрета все монастырское имущество было бы вывезено в начале 20-х годов 20 века в Петроград и Ленинград, учитывая все изделия, сделанные из серебра конца 18 столетия и даже мощи, кипарисовый крест и плащаницу – святыни монастыря.
После Великой Отечественной войны монастырь пропал, хотя то место, которое ранее называлось Никандровой Благовещенской пустынью, в умах псковских жителей так и несет до сегодняшнего времени статус святого.
Большое количество паломников со всех уголков России привлекает то, что на территории расположения пустыни находятся два священных камня, пять ключей и святой дуб – эти объекты стали символами божественного почитания у финских и славянских народов еще в далекие языческие времена. Один из камней называется «возглавница». Этот камень после смерти преподобного Никандра хранился в главной монастырской церкви на паперти и особенно почитался среди монахов, местного населения и большого числа паломников. Камень под названием «Божий следок» (овальный плоский валун с небольшим углублением, которое отчетливо напоминает след человеческой стопы) издавна считается святым, так как говорят, что этот след оставила Божия Матерь.
Расположенный в пустыни дуб был объектом средневекового поклонения. Считается, что под этим дубом Никандр принимал паломников, проявляя пророческий дар. Спустя время, под дубом был похоронен Никандр. До нашего времени дуб не сохранился – скорее всего, он погиб во время страшного церковного пожара.
В Никандровой пустыне паломники обязательно посещают четыре святых источника, которые представляют собой водоемы совершенно разного размера, которые заключены в деревянные срубы. Один из ключей называется «гробница», в котором имеется голубоватого цвета вода, обогащенная родоном. Другие два ключа посвящены Павлу и Петру и располагаются рядом с камнем «божий следок». Самый дальний ключик находится сразу за монастырским кладбищем, полностью разрушенным на сегодняшний день. Этот ключ представляет собой пруд с водой, которая сильно пахнет сероводородом, из-за чего покрыт желтоватой пеной.
Блаженная кончина и погребение
Каждый год святой приходил в Демянский монастырь, где исповедовался и причащался Святых Христовых таин, после чего вновь возвращался в свою хижину. За восемь лет до преставления преподобный Никандр принял в этом монастыре великую схиму.
За год до своего преставления подвижник предсказал свою кончину и обстоятельства ее. Порховскому диакону Петру, который приходил к нему для беседы он сказал о том, что три года сильно страдал болезнью ног, от которой только сейчас получил избавление. Петр увидел, что плоть на ногах преподобного отпала и остались одни кости…
Как и предрек святой, он отошел ко Господу тогда, когда «литовские люди» осаждали Псков и Порхов. Произошло это 24 сентября(7 октября) 1581 года. Тело святого обрел некто Иван Долгий из Боровичей, но не поргеб его, а только прикрыл ветками и землей, придя с вестью о кончине святого в Порхов. Здесь граждане порховские, хотя вначале и опасались вреда со стороны поляков, осаждавших Псков и Порхов, но, увещаемые диаконом Петром, пошли в пустынь с освященным собором и с честью погребли тело святого возле его кельи под дубом в день Покрова Пресвятой Богородицы. Диакон Петр воздвиг вскоре по наказу святого над его могилой церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и перенес в нее икону из погоста Тишанка.
The Soviet period
To save the monastery under the rule of the godless regime, fathers and brothers of the monastery in 1918 organized a «commune Annunciation», under the guise of which the monastery continued to serve God and people, surviving in its present form.
9 November 1928 formed a decision on the final disposition of the monastery and the evacuation of the remaining monks. Construction of the monastery was sold 13th Light Armored Brigade, based at the edge of Porkhov, for scrapped. The stones from the destroyed churches and monastic buildings were used for the construction of a military camp. Military town was destroyed of the German aircraft in the first days of the war.
Свято-Благовещенская Никандрова Пустынь: как посетить монастырь
Мужской монастырь Никандрова Пустынь находится в шестидесяти пяти километрах на северо-восток от Пскова, рядом с рекой Демьянка. Основан был этот монастырь в шестнадцатом веке, именно на том месте, где преподобный Никандр провёл в молитвах всю вторую половину своей жизни.
Монастырь несколько раз был разрушен, но сейчас он считается действующим. Там живут монахи, которые постепенно восстанавливают монастырскую территорию.
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы
Если заранее договориться с монахами, то вас встретит один из них, который проведёт экскурсию и расскажет о жизни святого Никандра. Без экскурсии тоже можно приехать, в монастырь пускают всех паломников, без проблем. Можно зайти в Храм, помолиться, просто посмотреть, сделать пожертвования. В самом Пскове неплохо развит туристический бизнес, поэтому можно выйти на турагенство и взять экскурсовода оттуда. Можно также найти частника в социальной сети.
Впрочем, в сети достаточно материалов о житии преподобного Никандра и об истории самого монастыря. Посмотрите вот такую видеоэкскурсию, и вы сможете обойтись и без гида:
Вид сверху на монастырь
Территория монастыря обширна. Особенно привлекателен монастырь тем, что на его лесной территории – несколько сероводородных источников. Поэтому можно взять бутыли и наполнить их лечебной водой. До купален идти достаточно долго, по болотистому лесу, в котором полно брусники, черники и земляники. Стоит надеть в этот поход спортивную обувь.
Купальня разделена на женскую и мужскую. Вода в купальном источнике холодная даже в жаркое время года. Температура там не поднимается выше четырёх градусов, но и зимой источник не замерзает.
Если пожелаете отобедать вместе с монахами в трапезной, нужно сказать им об этом сразу по приезду. Кухня при монастыре постная. Дают обычно гороховый суп, салат, овощное рагу или картошку, иногда появляется жареная мойва. Посуду предлагают одноразовую. После обеда обычно собирают пожертвования, буквально, кто сколько может. Монахи радуются любому взносу. Если вам не по душе скромный монашеский обед, то можно посетить блинную, там кормят посытнее.
Монастырь Никандрова Пустынь на карте
Никандрова Пустынь – уникальное место, побывать там обязательно стоит. Но учтите, что дорога от Пскова к монастырю плохая, пыльная и неровная. Говорят, однажды монахи попросили одного из губернаторов Псковской области, чтобы тот сделал им хорошую дорогу до монастыря. Губернатор на это им ответил: «Дорога в Никандровский монастырь не должна быть лёгкой».
Рассказ паломника о посещении Никандровой пустыни:
История
Монастырь основан в 1584 году на месте подвига преподобного Никандра, в крещении Никона (1507—1581), где он провёл в молитве почти полвека.
Спустя два с половиной года после кончины Никандра в хижине при его гробе поселился некий мирянин, впоследствии принявший постриг с именем Исаиа. Новгородский архиепископ Александр рукоположил Исаию в иеромонаха, а затем посвятил в игумена новой обители. Монастырь назвали Никандровой пустынью.
Самым древним упоминанием монастыря считается «обельная» грамота царя Феодора Иоанновича, датированная декабрём 7106 (1598) года, адресованная первому игумену пустыни Исаие, которая освобождала монастырь от земельных податей, закрепляя за ним земли «в Порховском уезде в Михайловском погосте».
В 1665 году поляки разорили обитель, монахов побили и удержали на год в плену игумена.
31 марта 1673 года деревянная пустынь почти полностью сгорела.
Благодаря подаяниям в обители вместо деревянных церквей были устроены уже каменные. Монастырь расширился.
29 июня 1687 года по просьбе игумена Евфимия с братией по приказу Патриарха Иоакима совершено освидетельствование мощей преподобного Никандра, которые были обретены нетленными. Постановлено было праздновать память преподобного Никандра в день храмового праздника Благовещения Богородицы и в день его преставления 24 сентября. В дальнейшем в обители стали отмечать и день обретения его мощей.
В 1764 года монастырь поставлен был в степень безокладной заштатной пустыни, и лишился 390 крестьянских душ и многочисленных земельных владений.
При начавшемся в 1781 году размежевании Псковской губернии, монастырю удалось вернуть почти все земли и угодья, пожалованные царём Алексеем Михайловичем вокруг монастыря на пять вёрст.
В 1800 году пустынь причислена к капитулу Ордена Святого Иоанна Иерусалимского с ежегодным пенсионом в две тысячи рублей (выплачивался и по кончине императора Павла Петровича); стала ставропигиальной, в непосредственном подчинении Синода. Однако в 1808 году Святейший Синод видя, что с момента передачи ему монастыря он только «обременён разбирательством мелочных ссор и неприятностей между настоятелем и монашествующими; а принимаемые меры не привели ни к чему», попросил императора о возвращении пустынь в епархиальное ведомство, что и было утверждено высочайшим указом от 7 августа.
Своего расцвета Никандрова пустынь достигла во времена архимандрита Игнатия Васильева (1853-1870). В 1855 года при архимандрите Игнатии установлен ежегодный крестный ход из пустыни в Порхов с иконой преподобного Никандра.
Открытка с видом Никандровой пустыни, начало XX века
9 ноября 1928 года принято решение об окончательном закрытии монастыря и выселении оставшихся монахов. Постройки монастыря были проданы на слом 13-й лёгкой танковой бригаде, базировавшейся на окраине Порхова, и были использованы для строительства военного городка.
В 1942−1943 годах, в условиях немецко-фашистской оккупации, были начаты работы по восстановлению пустыни, но после изгнания оккупантов советская власть пресекла эту инициативу.
Возрождение обители
Обитель начала возрождаться в 2000 году. В 2001 года создан попечительский совет возрождающегося монастыря.
В 2002 года у ворот воздвигнута и освящена первая церковь — деревянная в честь иконы Богоматери «Взыскание погибших».
В сентябре 2003 года наместником пустыни назначен игумен Спиридон (Иващенко).
В 2005 году построена и освящена часовня над источником во имя преподобного Александра Свирского. 28 мая 2005 года совершен под началом архиепископа Евсевия крестный ход в память 150-летия установления крестного хода из пустыни в Порхов.
7 октября 2010 года торжественно освящён каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (заложен в 2007 году).
Целебные источники
Никандрова пустынь знаменита своими святыми источниками, которые считаются целебными:
- Источник Александра Свирского;
- Петропавловский источник;
- Источник иконы Казанской Божьей Матери;
- Источник Живоносного креста;
- Никандровский источник, который считается главным в обители.
В 60-е годы источники были залиты мазутом, чтобы прекратить паломничество к ним верующих и страждущих исцеления. Однако родники смогли самоочиститься и теперь об этом варварском поступке не напоминает ничего.
Характеристики
Целебные источники образованы в результате разлома земной коры и выхода на поверхность грунтовых вод. В любое время года они сохраняют постоянную температуру в +4 +6°С.
- Источник Казанской Божьей матери располагается на входе в монастырь. Его вода не отличается прозрачностью и имеет горьковатый привкус из-за наличия в ней торфа. Рядом с этим родником находятся указатель, который рассказывает о местоположении других источников.
Источник Александра Свирского находится в лесу на расстоянии полутора километров от обители. Он получил свое имя в честь наставника Никандра святого Александра Свирского.
Из-за повышенного содержания радона, вода в этом роднике окрашена в слегка голубоватый цвет. Также из-за высокого содержания химических соединений железа с другими веществами в воде трава вокруг родника приобретает желтый оттенок, из-за чего источник носит народное название «Желтый».
Это самый глубокий источник Никандровой пустыни, его глубина составляет 7 метров. Здесь оборудована купель, в которую окунаются многочисленные паломники.
Никандровский источник находится к югу от обители и имеет повышенное содержание сероводорода, возле него установлена часовня в честь преподобного. Согласно преданиям, этот источник был выкопан самим Никандром и использовался им для питья. В народе этот родник носит имя «Серебряного источника», что подтверждено химическим анализом воды — в ней действительно повышено содержание ионов серебра.
Петропавловский источник и источник Живоносного Креста располагаются к северо-западу от монастыря и объединены под крышей одной часовни. Несмотря на то, что ключи находятся рядом, вода в них поступает с различной глубины и отличается по своему составу.
Источник Живоносного Креста несет в себе «живую» воду, которую используют монахи в повседневной жизни. Эта вода отличается особо приятным вкусом и попробовать ее должен каждый побывавший в монастыре паломник или турист.
Другой источник, Петропавловский, несет воду с содержанием сероводорода, пить которую рекомендуется только больным, желающим исцеления.
Еще об одном религиозном месте, Новоафонском монастыре Абхазии и окрестностях города Новый Афон, вы можете узнать отсюда.
Целебные свойства, или зачем окунаться в эти воды?
Главное, за что ценят Никандрову пустынь и за что она пользуется огромной популярностью — целебные свойства ее знаменитых источников.
Источник иконы Казанской Божьей Матери не случайно носит народное название «Глазной». Считается, что его вода помогает при лечении глазных болезней и других патологий, связанных с этим органом чувств.
Железистые соединения источника Александра Свирского помогают при болезнях органов пищеварения и проблемах с желудочно-кишечным трактом. Кроме того, в этом источнике паломники принимают радоновые ванны, которые помогают при проблемах с кожей, болезнях опорно-двигательного аппарата и системы кровообращения.
Однако из-за того, что радон — активный радиоактивный элемент, купание в этом источнике строго противопоказано людям с онкологическими заболеваниями и доброкачественными опухолями.
Никандровский источник пользуется большой популярностью из-за большого перечня болезней, от которых помогают его воды. В этот список входят различные артриты, ревматизм, другие болезни опорно-двигательного аппарата.
Кроме того, вода этого родника помогает при зубной боли, что отразилось в его народном названии «Зубной» источник.
Вода Петропавловского источника используется паломниками для лечения болезней нервной системы, заболеваниях половой сферы, болезнях сердца и системы кровообращения.
Рекомендуем посмотреть видео-экскурсии по Никандровой пустыни:
Это интересно:
Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:
Вконтакте
Facebook
Twitter
Google+
Одноклассники
Мой мир
Где находится гора Эльбрус? Где находится Соль-Илецк? Отдых в Челябинске на озерах: что может быть прекраснее? Куда сходить в Кронштадте: фото и описание достопримечательностей
Никандрова пустынь — фото
Как и многие другие монастыри, Никандрова пустынь не функционировала в советские годы, а постройки обители были практически полностью уничтожены.
В наше время монастырь возрождается и возвращает былую славу одного из духовных центров Псковской области и всей страны.
Свое название Никандрова пустынь получила в честь святого Никандра Пустынножителя, удалившегося от мира в пустынь. На месте уединения Никандра после его смерти и была основана Никандрова пустынь.
Где находится?
Никандрова пустынь находится на западе России в Псковской области примерно в 70 километрах от областного центра. Монастырь располагается на реке Демьянке неподалеку от города Порхов. Точный адрес: Псковская обл., Порховский район, деревня Любовец.
История обители
Монастырь был основан в 1585 году мирянином Исаией, принявшим монашество и ставшим первым игуменом монастыря. Обитель была организована на месте подвига Никандра, удалившегося от мира и проведшего здесь в молитве долгие 50 лет. После кончины Никандра и была основана обитель, которой предстояло стать одним из самых значимых монастырей северо-запада России.
Первый век жизни обители был довольно труден: в 1665 году в ходе русско-польской войны монастырь был разорен, а спустя 8 лет в 1673 году деревянные постройки пустыни практически полностью сгорели во время сильного пожара. Из-за этой беды монастырь был полностью перестроен в камне. В 1686 году были обретены святые мощи Никандра, после чего преподобный был канонизирован.
В XIX веке обитель достигла расцвета и стала одним из крупнейших монастырей Псковской губернии. В конце 20-х годов по решению советских властей монастырь был закрыт, постройки обители были проданы на слом и использовались в качестве стройматериала при постройке соседнего военного городка.
Возрождение монастыря началось в 2000 году, когда было принято решение о его восстановлении, годом позже был образован попечительский совет.
Первым восстановленным храмом Никандровой пустыни стала деревянная церковь иконы «Взыскание погибших».
Как доехать?
Чтобы добраться до Никандровой пустыни автотранспортом следует выехать на дорогу Р-56 (Великий Новгород — Псков), либо на автотрассу Р-23 (Санкт-Петербург — Псков), далее следует свернуть с трассы и доехать до села Дубровно, после чего добраться до деревни Загоска, от которой ведет 10-километровая грунтовая дорога к Никандровой пустыни.
При поездке на поезде, следует доехать до станции Дно, пересесть на электричку Псков-Дно, выйти на станции Сосонье, после чего совершить 10-километровый пеший переход от деревни Хилово до монастыря.
Описание территории монастыря
С 2003 года настоятелем обители является игумен Спиридон, стараниями которого пустынь не только возродилась и стала известной своими целебными источниками, но и превратилась в важный центр по реабилитации наркозависимых людей. Эта социальная роль монастыря делает его еще более значимым для общества.
Если вы предпочитаете путешествовать по Родине автостопом, или только мечтаете об этом — читайте нашу статью.
Затерянный в густых лесах монастырь в наше время состоит из:
- 3 храмов;
- 5 святых источников, над которыми возведены часовни;
- Братских корпусов, в которых проживает братия, послушники и трудники.
Первым в возрожденной обители поселился монах Гавриил. В восстановлении монастыря участвовало множество послушников, мирян и даже солдат 76-й десантной дивизии. В наше время в монастыре проживают 8 человек монашеской братии и 10 трудников.
В 2005 году в монастырь была возвращена икона преподобного Никандра с частичкой его мощей. К другим особо почитаемым иконам монастыря относятся икона целителя Пантелеймона с частицей его мощей, икона «Взыскание погибших» и икона Знамения Пресвятой Богородицы. Кроме того, возрожден ежегодный крестный ход в конце мая в Порхов, впервые проведенный в середине XIX века в память об избавлении Псковской губернии от пандемии холеры.
Храмы
Все храмы, построенные в царское время на территории монастыря были разрушены при СССР, в наше время в обители были возведены 3 действующих церкви.
- Благовещенский собор (2010 год). Главный храм монастыря, возведение которого началось в 2006 году, а освящение произошло в 2010 году. Был выстроен на месте разрушенного собора Благовещения Пресвятой Богородицы, возведенного во второй половине XVII века. Архитектором при строительстве выступил Г. Соколов.
Собор был построен в традициях псковско-новгородского зодчества и представляет собой классический четырехстолпный храм с пятиглавием.
Деревянная церковь иконы «Взыскание погибших» (2002 год). Первый из возрожденных храмов обители. Храм имеет и второе название — часовня Креста господня. Возведена на месте разрушенной Крестовоздвиженской часовни у западных ворот монастыря. Храм представляет собой скромную одноглавую церковь со звонницей в приделе. Имя архитектора деревянной церкви не сохранилось.
Церковь Царственных Страстотерпцев (2005 год). Также деревянный храм, который имеет второе название Геннадиевская церковь (церковь Геннадия, патриарха Константинопольского). Построена на месте разрушенной каменной церкви. Представляет собой небольшой деревянный храм в форме четверика.
Святые места
Некоторым пережитком язычества можно назвать почитание святых природных объектов, которое практиковалось в монастыре в средневековье. Наиболее почитаемым местом обители являлся огромный дуб, под которым по преданиям принимал паломников преподобный Никандр, а позднее находилась его могила. Позднее, уже в XVII веке на этом месте был возведен Благовещенский собор.
К сожалению, дуб не сохранился до нашего времени, вероятнее всего он сгорел во время большого пожара 1673 года.
Также местные жители и паломники в допетровской Руси поклонялись святым камням, которых на территории Никандровой пустыни было два.
Один из них, называемый «Возглавница», длительное время хранился на паперти Благовещенского собора. В 1735 году по приказу Феофана Прокоповича он был доставлен в Петербург и помещен в архив Священного Синода на хранение, где хранился по крайней мере до начала революции. Затем его следы теряются.
Другой священный камень монастыря, именуемый «Божий следок» сохранялся в пределах пустыни вплоть до разрушения обители в советское время. Далее данные о его местонахождении также отсутствуют.
Православие во Псковской области
Территория Псковской области является одной из самых ранне заселённых славянами территорий в России. Первое упоминание Пскова датируется 903 годом («Повесть временных лет», Лаврентьевская летопись), а Изборска — 862 годом («Повесть временных лет»).
По количеству святых и святынь Псковскую землю называют Северной Палестиной. Сегодня на территории Псковской области насчитывается более 10 монастырей и большинство из них действующие, а закрытые все равно доступны для посещения.
Монастыри – одно из немногих мест в современном мире, где чувствуешь умиротворение, спокойствие и радость. Одни туристы посещают храмы не как святые места, а как архитектурные постройки. Другие отправляются в монастырь за советом и наставлением монахов, как правильно жить в мирской жизни. Верующие странствуют и для поклонения святыням в надежде обрести не только душевное спокойствие, но избавиться от тяжкого недуга.
Православные монастыри Псковщины являются как объектами экскурсионно-познавательного, так и паломнического туризма. В Псковскую область отправляются увидеть всемирно известные фрески Снетогорского и Мирожского монастырей. Святогорский монастырь в свое время входил в число двадцати самых богатых и почитаемых обителей Руси, а Псково-Печерский ныне — один из самых крупных и богатых в России мужских монастырей с многовековой историей. На первую монастырскую церковь, устроенную в пещерах и освященную в 1473 году, едут посмотреть со всех концов России из других стран. В Савво-Крыпецком мужском монастыре привлекают верующих мощи Саввы Крыпецкого — основателя монастыря, а в Никандрову пустынь едут люди, страждущие от душевных и телесных болезней.