Описание и названия пород лошадей

Классификации конных пород

Формирование и определение разновидности зависит от потребностей владельцев, места проживания, рода занятий и климата. Породы классифицируют, основываясь на внешнем виде, характере, родословной и пригодности лошади к тому или иному делу. На сегодняшний день в мире официально принято распределение на три разновидности:

  • Заводская — выведена благодаря человеческому труду и искусственным условиям.
  • Переходная — универсальная порода, которая может быть использована как в спорте, так и в быту или упряжке. Ярким примером является выведенная в России породистая буденовская или донская лошадка.
  • Аборигенная — характеризуется способностью жить в определенных условиях и климате. Например, печорский или якутский жеребец.

Заводская разновидность также делится на четыре подвида в зависимости от природного назначения животного:

  • Верховые — изящные и грациозные лошадки, предназначенные для езды верхом. Не годятся для упряжи или тяжелых перевозок. Яркие примеры верховой породы — донская, терская и буденовская.
  • Упряжные — крепкие и выносливые животные. К ним относятся орловские рысаки, способные справляться с большими нагрузками. В верховой езде не используются из-за неприятных ощущений при попытке наездника оседлать лошадь.
  • Тяжеловозы — отличаются физической силой и мощью. Тяжеловозы способны справиться с перевозкой тяжелейших грузов без причинения вреда своему здоровью. Это выведенные в России породы советского и владимирского тяжеловоза.

Буденновская

Эта лошадь обязана названием инициатору своего появления — известному полководцу С. Буденному. Селекционную работу начали вести в 1920 году, но официальная регистрация произошла только в 1948 году.

Российские буденновские кони отличаются массивными размерами и мощным крепко сбитым строением тела с развитыми мышцами. Рост жеребца достигает 170 см. Внешние особенности следующие:

  • обширная грудная клетка;
  • мощный корпус прямоугольной формы;
  • вытянутая шея;
  • широкий лоб;
  • сильные, отлично развитые конечности.

Окрас у буденновских коней рыжий, возможны светлые пятна на голове или у основания копыт. Порода предполагает два экстерьера:

  • массивный — представители отличаются большой массой и размерами;
  • восточный — более грациозные и изящные кони.

Донская

Донские скакуны обязаны своим появлением казакам, которые начали формирование породы. Целью разведения было создать тип скакунов, которых можно было бы использовать в войне с Турцией. В итоге была получена донская лошадь — стремительное, покорное и грациозное животное. Оно прекрасно зарекомендовало себя в упряжной и верховой езде.

Характерные внешние признаки:

  • жилистая конституция тела;
  • прямая, ровная спина;
  • удлиненный мускулистый корпус;
  • небольшая голова;
  • мощные ноги с широкими копытами.

В высоту донские скакуны вырастают до 165 см. Масть бурая или рыжая, при этом грива и хвост обладают более интенсивным окрасом. В коневодстве донские лошадки завоевали расположение благодаря смирному, сдержанному характеру, преданности и хорошим умственным способностям.

Орловский рысак

Родоначальником орловской породы стал арабский жеребец Сметанка, купленный графом Орловым. Благодаря тщательным усилиям конюхов и стараниям графа, орловские рысистые лошади в России стали гордостью русского коневодства и неизменными победителями соревнований, турниров и выставок.

Орловские лошади унаследовали наилучшие свойства от своих прародителей: рост коней достигает 160 см, телосложение пропорциональное, жилистое и мускулистое. Характерными признаками породы считаются:

  • широкий круп;
  • голова среднего размера с острыми ушками;
  • лебединая шея;
  • длинные, мускулистые ноги;
  • обширная грудная клетка.

Шерстка у орловских рысаков короткая, плотная и шелковистая. Масти могут быть разными, но преимущественно кони обладают черным или гнедым окрасом.

Русская верховая

Порода русских верховых лошадей также обязана появлением графу Орлову, который применил для начального выведения четыре основополагающие разновидности: арабскую, английскую, туркменскую и турецкую.

Первый верховой конь появился в 1801 году, впоследствии порода усовершенствовалась путем скрещивания с ростопчинскими жеребцами. Официальное признание род получил в 1997 году.

Отличительные внешние признаки:

  • широкая грудная клетка и круп;
  • длинная шея;
  • сильные, мускулистые конечности;
  • прямая спина.

Рост представителей достигает 165 см. Окрас — гнедой, основания копыт окрашены в светлый цвет. Признание и всеобщее почтение русская верховая получила благодаря высоким показателям скорости, обогнав почти всех соперников. К неоспоримым достоинствам этих лошадок относится спокойный, ласковый и нежный нрав.

Будённовская

Широко известная буденновская лошадь появилась в результате скрещивания представительниц донской породы и английских скакунов. Основной селекционный процесс в данном направлении начался еще в 1920 году. Его инициатором был сам С. Буденный, в честь которого и была названа порода.

Изначально маршал планировал вывести животное, которое эффективно себя показывает и в верховой, и в упряжной езде. Селекционный процесс длился более 20 лет и окончился лишь в 1948 году, когда породу официально зарегистрировали. Но поскольку ни верховая, ни упряжная езда к тому времени уже не практиковалась, породу стали использовать исключительно в спорте.

Буденновские лошади отличаются крупными размерами и крепким телосложением. Средний рост жеребца составляет 170 см. При этом во внешности животного прослеживаются следующие особенности:

  • мускулистый корпус прямоугольной формы с ровной спиной и развитым крупом;
  • широкая грудная часть;
  • длинная изящная шея;
  • средних размеров голова с широким лбом;
  • крепкие ноги правильной формы с развитыми мышцами и связками.

Окрас у таких скакунов исключительно рыжий в различных оттенках. У отдельных особей его дополняют белые пятна на лбу и у основания копыт.

Стоит отметить, что помимо стандартного типажа таких животных также предполагаются еще два типа экстерьера:

  1. Массивный. Он предполагает грубоватые очертания тела животного и увеличенные габариты.
  2. Восточный. Черты такого типажа, наоборот, более изящны и не столь большие.

Рекордные показатели

Крупнейший конь по кличке Сэмпсон

Представители тяжеловозных пород лошадей прославились множеством рекордов, которые удалось зафиксировать восхищенным хозяевам и публике.

Несколько впечатляющих рекордных показателей:

  1. Самый высокий рост зафиксирован у мерина Сэмпсон породы шайр – 219 сантиметров. Вес Сэмпсона – 1524 килограмма. Конь родился в 1848 году, когда книга рекордов еще не велась. Эти показатели считаются рекордными, превзойти их пока не удалось.
  2. Книга Гиннеса рекордсменом зафиксировала другого представителя породы шайр – мерина Голиафа с ростом 193 сантиметра.
  3. Впечатляющий рост в 215 сантиметров имел першерон Марокко (вес 1285 килограммов) и брабансон Brooklyn Supreme – 195 сантиметров.
  4. Тяжеловесы прославились не только размерами, но и тягловой силой. Сохранились фото 1893 года, на которых пара коней породы шайр тянет повозку с лесом весом 42 тонны. Силачи провезли груженые сани по снегу на расстояние 500 метров.
  5. Тягловые способности тяжеловозов измерялись на выставках коней. Мерин Вулкан в Уэмбли создал тягу в 29 тонн, которую зафиксировал динамометр. Пара шайров в упряжи показала результат в 51 тонну.

Падение интереса к тяжеловозам отмечается из-за развития техники. Рекорды отмечались в 19- начале 20 века, когда обладание мощными лошадьми приносило выгоду, облегчало труд.

Фермеры гордились породистыми, сильными конями, конезаводчики искали славы, чтобы дороже продать молодняк с ферм.

Справка: кобылицы многих тяжеловозных пород в период лактации дают по 5-6 тысяч литров ценного кумыса, обладающего ценными свойствами.

Украинская верховая

Украинская верховая порода лошадей сегодня составляет хорошую конкуренцию европейским верховым породам. Животные обладают прекрасными свободными и правильными движениями, сильным прыжком, гармоничным строением. Темперамент живой. В основе — лучшие итальянские лошади — фуриозо и нониусы, немецкие тракенены и ганноверы, а также арабские и ахалтекинские лошади, венгерские, фризские и русские верховые. Селекция и отбор по рабочим качествам и экстерьеру ведется по сей день — в племенной состав отбираются только лучшие представители после испытаний на качество движения и прыжка.

Результат — прекрасный спортивный боец, с холкой до 175 см, имеющий красивую и выразительную голову, длинную шею с хорошим затылком и высоким выходом. Спина лошадей длинная, прямая и обмускуленная. Ноги крепкие, сухие, с выраженными суставами и сухожилиями. Копыта ровные, правильной формы. Чаще всего встречаются вороные и темно-гнедые представители, допускаются экстерьером небольшие отметины.

Русский рысак

Если русская верховая – сестра орловского рысака, то русский рысак – его сын. Эта порода сложилась в начале ХХ  века на основе орловской, скрещенной с американским рысаком и голландской фризской.

Американские рысаки, хоть и уступали орловским в красоте и грациозности, но первенствовали в скорости.

Поэтому российские коннозаводчики повально стали скрещивать кобыл орловской породы с быстрыми американцами. Их дети-метисы стали регулярно опережать орловских, но всё же оказывались медленнее американских рысаков.

За последние двадцать лет из-за несистематических скрещиваний русской и американской рысистых пород, резвость лошадей увеличилась, но изменился также их экстерьер: порода перестала быть чисто русской.

Тем не менее, русский рысак остаётся самой распространённой породой в нашей стране.

Питание и уход

В естественных условиях окружающей среды лошади питаются в соответствии с климатическими условиями. Дикие лошади питаются свежей травой, злаками, корнеплодами, а также лиственными деревьями и некоторыми фруктовыми плодами.

При этом недостатка в необходимых витаминах для нормального развития и роста нет, животным вполне достаточно микроэлементов даже в зимний период, когда разнообразие корма заметно уменьшается, а лошадь теряет в весе.

На воле лошадь быстро приходит в форму даже после суровой зимы или неурожайного года, но в неволе такого эффекта невозможно добиться, так как дикие животные намного выносливее домашних.

Рацион домашней лошади заметно отличается, хотя каждодневный выгон на луг нельзя заменить ничем другим. Ведь сочная молодая трава содержит в себе весь комплекс необходимых животному питательных веществ.

В зимний период для того, чтобы лошадь не потеряла в весе, рацион пополняется сеном, овсом, кукурузой, ячменем, отрубями, льняным семенем, а также овощами и фруктами (в основном яблоки, картофель, кормовая свёкла и морковь).

Чтобы не доводить животное до истощения, а затем с большим трудом не восстанавливать его силы, необходимо подбирать сбалансированный рацион питания, а также правильно ухаживать за животным.

Вот несколько рекомендаций по уходу за лошадью:

Ежедневное четырёхразовое питание, но следует соблюдать норму из-за чувствительного пищеварительного тракта. Причём меню лошади должно быть разнообразным, а не только сено несколько раз в день.

С появлением травы необходимо выводить лошадь на ежедневное пастбище, чем дольше время пребывания на свежем воздухе, тем лучше. Включать в рацион домашней лошади добавки необходимо для восстановления минерального запаса.

Поить лошадь нужно водой комнатной температуры в соответствии с потребностью животного.

Важно следить за гигиеной лошади. В жаркое время года – еженедельное купание, а в холодное чистка скребком

Особое внимание стоит уделять копытам и гриве.

Конюшня – это дом лошади, поэтому в ней необходимо ежедневно убираться, а также хорошо проветривать.

Ежедневные прогулки на свежем воздухе нельзя исключать ни в коем случае. Ведь без активного темпа жизни физические способности лошади заметно ухудшаются.

Итальянский тяжеловоз

  • Использование: легкая рабочая лошадь.
  • Высота: 152-162 см.
  • Масти: игреневая и чалая.
  • Экстерьер: хорошей формы голова на слегка выгнутой шее, мощные плечи, широкая грудная клетка, широко расставленные передние ноги, сильный корпус с широкой спиной, округлый круп, мускулистые ноги с небольшими щетками.

До XVIII века в Италии не было собственных тяжеловозов, поэтому для создания хладнокровной лошади, подходящей для работ в поле, были завезены брабансоны. Позднее они были скрещены с бретонскими тяжеловозами, нормандскими хладнокровками и бретонскими почтовыми, что привело к появлению более легких и быстроногих лошадей. Сейчас спрос на них невелик, но представителен породы все еще можно видеть на отдельных фермах. Кроме того, их выращивают на мясо. У этих лошадей очень хорошая резвая рысь и выразительная морда.

Лесные красавцы

Порода считается примитивной, она является результатом естественного отбора. Вятская лошадь – лесной житель. Ее родина – Вятской губ, откуда и произошло название. В настоящий период породу разводят в Удмуртии и в России в Кировской области. Известна как быстрая и выносливая лошадь, способная запросто передвигаться по снежному покрову. Вятские лошади используются для работ в сельском хозяйстве, на лесозаготовках

Экстерьер породы следующий: средней длины голова, широкий лоб, шея не длинная, холка широкая. Прямая спина, грудь широковатая. Конечности суховаты с сильными суставами. Окрас шерсти буланый, мышастый, саврасый.

Вятская лошадь не прихотлива в содержании. Кормить можно лесным сеном. Природные пастбища могут быть не высокого качества. В настоящее время порода разводится сама по себе.

Современным людям трудно представить количество лошадей, и какие породы разводят в России, с какой целью это делается. Известно только то, что все работы, на выполнение которых были задействованы животные, давно механизированы. На смену скакунам пришли автомобили. Коневодство стало работать во время романтических прогулок, спортивных соревнований и при создании кинофильмов.

Немного истории

Древние летописи повествуют о самых первых парнокопытных из многочисленного семейства лошадей. В записях значится, что они поделены на милостные, поводные, сумные:

  1. Милостные предназначались для князей, их преподносили в дар за верность. Такой конь мог принадлежать только высшим членам дружины князя.
  2. На сумных лошадях перевозили во время военных походов разные грузы.
  3. Поводные лошади или товарные, как их еще называли, очень неповоротливые. Они были пригодны только для обозов.

В древние времена лошадь в России имела невероятно высокую оценку. Тогда князем Ярославом Мудрым был издан закон, который предписывал, что за убийство чужой лошади виновник должен понести наказание и внести в казну соответственное количество денег, а также оплатить пострадавшему убытки от потери коня.

Какая же основа отечественного коневодства на сегодня? Со временем коневодство России стало быстро набирать темпы развития. Российские заводчики все время работали над созданием новых пород. Для них конь – это не просто животное, ценители лошадей относятся к ним, как к равным себе, наделенным интеллектом существам. Благодаря селекционерам выведено не меньше четырех десятков прекрасных видов. Стоит ознакомиться с самыми замечательными породами, какие разводят коневоды России.

Классификация

Человек самостоятельно вывел большинство пород, наделив животных различными качествами исходя из своих собственных потребностей. Принадлежность к той или иной ветке гарантирует наличие отличий в экстерьере, поведении, окрасе.

Существует три основных принципа, по которым производится классификация лошадей:

  • совершенство породы;
  • культурность;
  • глубина селекционной работы.

Современная классификация предполагает следующие виды пород:

  • заводские;
  • переходные;
  • аборигенные.

Многофункциональные или переходные отличаются своей универсальностью: их можно использовать в упряжке по хозяйству или в конном спорте. К переходным сегодня чаще относят лошадей буденовской, донской породы.

Аборигенные породы тем и отличаются, что умеют быстро адаптироваться к создаваемым условиям, хотя продуктивностью и не отличаются. Сюда можно включить якутских, печорских, кузнецких и нарымских лошадей.

Существует и подклассификация заводских пород на следующие виды:

  • верховой;
  • пряжный;
  • тяжеловозы

Советский тяжеловоз

Уникальная и весьма любимая не только в России, но и по всему миру порода, которая имеет поистине сказочную, богатырскую силу. По качествам продуктивности молока и мяса тяжеловозы так же бьют рекорды, как и 60 лет назад, когда впервые были выведены. В генах советского тяжеловоза намешано множество кровей: ардены, брабансоны, першероны, битюги.

Самый известный в мире (и не побитый до сих пор) рекорд в подъеме тяжестей принадлежит советскому жеребцу Форсу. Он вывез груз весом в 22 тысяч 991 килограмм и смог пройти с ним расстояние в 35 метров. Рост коня – около 172 см, а вес доходит до тонны. Голова среднего размера, широкая, грудь и круп массивные, мощные. Чаще всего встречаются рыжие советские тяжеловозы, но распространены и гнедые. Па характеру тяжеловоз очень спокойный, прекрасно слушается и любит общество человека.

Будённовская порода лошадей

Будённовская порода выводилась с 1921 года для кавалерии на военно-ремонтных заводах Северного Кавказа путём скрещивания лучших донских и черноморских кобыл (порода выведена еще запорожскими казаками) с крупными чистокровными верховыми жеребцами правильного экстерьера и с хорошими скаковыми качествами. В племенной работе использовали 80 производителей, но родоначальниками, оказавшими набольшее влияние на процесс формирования будённовской породы, считаются жеребцы: Инферно (1925 г.р.), Кокас, Светец (1916 г.р.) и Симпатяга (1916 г.р.). При выведении этой породы родственное скрещивание практически не практиковалось, лошадей для спаривания подбирали сходных по типу и экстерьеру, но не находившихся в родстве. Официально буденновская порода лошадей была признана в 1948 году.

На формирование будённовской породы большое влияние оказал и метод культурно-табунного содержания, при котором происходит закаливание организма лошадей. Помимо этого, круглогодичное рациональное кормление привело к тому, что со временем животные стали более массивными и крепкими. Будённовские лошади приобрели крепость конституции, свойственные представителям донской породы, неприхотливость, хорошую резвость и движения, характерные для чистокровной верховой. Одним словом, получилась великолепная армейская лошадь, обладающая высокой работоспособностью, хорошо зарекомендовавшая себя в походной обстановке.

Изначально буденновская порода – переходная между верхово-упряжным и верховым типом

Лошадей этой породы использовали в кавалерийских частях, на конюшнях курсов по повышению квалификации командного состава; а за последние двадцать лет работы с породой всё внимание уделялось получению лошадей для конного спорта. В результате буденновская порода по количеству лошадей, участвующих конном спорте, находится на третьем месте

Сохраняется роль буденновской породы и в племенном коневодстве – её представителей используют для укрупнения лошадей местных пород, а также придания им верхового склада и развития скаковых качеств.

Для экстерьера лошадей буденновской породы характерна пропорциональная голова с прямым профилем, широким лбом и выразительными глазами; длинная, прямая шея; широкая и глубокая грудь; высокая холка; прямая спина и поясница; длинная прямая лопатка; длинный и округлый круп; сухие, удлинённые ноги; хорошо развитая мускулатура.

Средние промеры жеребцов: высота в холке – 165 см, длина туловища – 165 см, обхват груди – 189 см, пясти – 20,8 см; кобыл соответственно:162–163–189–20. Для будённовской породы наиболее характерна рыжая масть, но встречается и бурая, и гнедая, и золотистая.

Ведущим хозяйством, занимающимся разведением будённовских лошадей, является завод имени маршала Советского Союза С.М. Буденного. Жеребец Рок – один из лучших участников троеборья, – питомец именно этого завода. Заводы имени первой конной армии и имени К.Е. Ворошилова (Ростовская обл.) также специализируются на буденновских лошадей.

Знаменитые рысаки

Любая из перечисленных пород может похвастаться не только внешними данными, всемирным признанием, достижениями на выставках и в области спорта и лучшими своими представителями, но и целым рядом легенд и действительно произошедших случаев, которые окружали её историю. Например, история орловского рысака неразрывно связана с именем графа Алексея Орлова (1737 — 1807).


Алексей Орлов.

Легенда гласит, что прародитель этой породы, жеребец молочно-белого окраса по кличке Сметанка, был подарен графу турецким пашой в числе двенадцати лошадей в знак благодарности за то, что Орлов отпустил на родину пленных турецких моряков, захваченных во время Чесменского морского сражения 1770 года. Действительно, по окончании этой славной битвы русским морякам удалось спасти от взрыва одно из крупнейших судов турецкого флота – 60-ти пушечный линейный корабль «Родос». Более «приземлённая» версия утверждает, что граф просто купил лошадь за сумасшедшие деньги в той же Турции.

Как бы там ни было, но честь появления породы в России принадлежит именно этому человеку. Сметанка прожил в России всего год, однако за это время оставил после себя двух жеребцов – Полкана Первого и Барса Первого. Их поселили на основанном в 1776 году в Воронежской губернии Хреновском конезаводе, и уже их потомки, родившиеся от селекции с арабскими, датскими и голландскими лошадьми, и стали первыми представителями новой породы, которой была суждена всемирная слава. В 1847 году была заведена всероссийская племенная книга, куда сразу же занесли орловских рысаков по данным сделанных заранее записей.

Этот вид разводили очень тщательно, путём отбора лучших представителей и выделения и развития отдельных линий, уделяя большое внимание кормлению и содержанию на пастбищах и приконюшенных дворах. Такой подход способствовал созданию действительно уникальной породы, которая смогла составить достойную конкуренцию лучшим рысакам Европы и Америки

В начале ХХ века орловский рысак по кличке Крепыш был признан самой резвой лошадью Европы, не раз победив в соревнованиях славившихся в те времена рысаков американского происхождения. А в 1974 году жеребец по кличке Пион, «родившийся» на Дубровском конезаводе (Полтавская область, ныне Украина), стал чемпионом породы, установив рекорд пробега дистанции 1600 метров за 2 мин.0,1 сек.

Помимо спорта, представителей этого вида использовали как улучшателей многих видов. На 1980 год в СССР насчитывалось 552 тыс. орловских рысаков, из них 40,7 тыс. являлись чистопородными экземплярами. Сегодня же, к сожалению, статистика не радует. Однако ценное поголовье не исчезло: его поддерживают и пытаются разводить на действующем Хреновском конезаводе, Чесменском Воронежской области, Московском, Пермском и Новотомниковском в Тамбовской области.

Не только орловская порода – гордость советского коневодства, перешедшая по наследству к российскому. Русская рысистая хоть и не имеет столь славную историю, но не менее популярна в кругах спортсменов. Своим появлением на свет она обязана американскому рысистому виду, практически завоевавшему Европу в конце XIX столетия. Русские конезаводчики быстро смекнули, что можно взять от заокеанского феномена, и начали скрещивать орловского рысака с американским, отбирая впоследствии полученное потомство. Результатом стала утверждённая в 1949 году новая порода рысаков, чей представитель, жеребец Властный, в том же 1974 году на дистанции 1600 метров показал результат в 1 мин. 58,7 сек.


Русская рысистая.

По своему экстерьеру русский рысак напоминает орловского, но отличается большей резвостью, доставшейся ему от американского. Мастью он пошёл в своего соотечественника – в породе преобладают гнедые, серые, рыжие и бурые лошади. На 1980 год в СССР было учтено 692 тыс. голов, из них 50,5 тыс. чистопородных. Данными о состоянии породы на сегодняшний день мы, к сожалению, не располагаем, но учитывая вышеупомянутые тенденции, можно предположить, что они также не блестящи. Имеющееся поголовье рассредоточено в Тульской области (Прилепский конезавод), Саратовской (Еланский), Тамбовской (Чувашский и Лавровский), Орловской (Злынский) и Брянской (Локотский).

Зарубежные породы в истории русского коневодства

Знаменитые русские породы сформировались благодаря усилиям заводчиков, конюхов и просто людей, которые ценят этих грациозных животных. Однако немалую роль в истории русского коневодства сыграли и представители зарубежных разновидностей:

Арабские жеребцы — благородные верховые и легко-упряжные животные, которые высоко ценились за прекрасный внешний вид: бархатные глазки, лебединую шею, высоко поставленный хвост.

  • Английская верховая лошадь. Энергичные и общительные представители породы благодаря быстроте и резвости были использованы в выведении таких отечественных видов, как донская, буденновская и русская верховая.
  • Ахалтекинцы — настоящие аристократы среди конских пород. Изящное телосложение, продолговатая шея и роскошная, переливающаяся шерстка — краткий список достоинств. Своим существованием ахалтекинцам обязаны донская и русская верховая лошади.
  • Американский рысак — чрезвычайно быстрые и стремительные животные, достижением которых является способность бегать четырьмя аллюрами. Использовались для разведения орловских рысистых лошадей.
  • Першероны — массивные и крупные кони серой или вороной масти, которые применялись для выведения советских тяжеловозов.

Русские породы лошадей являются неотъемлемой частью отечественной истории и, конечно же, поводом для гордости и всеобщим достоянием. Русские заводчики внесли огромный вклад в развитие коневодства, подарив миру уникальных лошадей разных пород, каждая из которых прекрасна и удивительна.

Нарымская

Нарымская лошадь впервые была описана Петром Великосельцевым как тип сибирской породы в 1845 году. Лошадей нарымской породы разводили главным образом в бывшем Нарымском округе Томской области.

Нарымская лошадь сходна по экстерьеру и конституции с приобской породой и образующая с ней общий массив лошадей, распространенных в долине среднего и нижнего течения реки Оби.

Несколько крупнее приобской, имеет тот же выраженный упряжной тип, крепкую или грубую конституцию, преимущественно саврасую масть. Отличается выносливостью, приспособленностью к местным условиям. В целом, это некрупная, костистая лошадь упряжных форм.

По данным профессора А. А. Жилинского, в зимний период с грузом 3-3,5 центнера проходят 900 км за 30 дней или 25-40 км и сутки.

Литовский тяжеловоз

  • Использование: тяжелая рабочая.
  • Высота: 145-152 см.
  • Масти: игреневая и рыжая.
  • Экстерьер: тяжелая голова, компактный мощный корпус, короткая объемистая шея, компактный коренастый корпус сильные ноги, большие копыта.

Литовский тяжеловоз зарекомендовал себя как по¬рода только в 1963 г., когда был зарегистрирован. Его начали выводить в начале XX века, чтобы отвечать требованиям сельского хозяйства прибалтийских республик бывшего Советского Союза. Для скрещивания выбирали лучших шведских арденов и местных кобыл. Результат полувековой работы — среднего размера лошадь, обладающая большой силой. Литовский тяжеловоз не отличается безупречными движениями и редко идет рысью или галопом.

Владимирская тяжеловозная

Во Владимирской, Ярославской и Ивановской области с развитием промышленности и сельского хозяйства возникла острая необходимость в крупной, сильной и выносливой лошади. В начале 18 века в Гаврилово-Посаде был организован конный казенный завод, в котором разводились тяжеловесы. Изначально использовались в качестве производителей жеребцы верхового и рысистого направления. После стали использовать жеребцов-тяжеловозов: арденны, суффольки и першероны, после их стали заменять на шайров. Их скрещивали с местными, адаптированными к местным условиям, кобылами. В итоге был накоплен огромный массив крупных тяжелых коней. В результате дальнейшего их воспроизводительного скрещивания на свет появилась новая порода лошадей тяжеловозов – владимирская.

Для этих животных характерен

  • крупный рост,
  • хорошо развитый костяк,
  • массивное и растянутое телосложение,
  • голова длинная, крупная, с выпуклым профилем, но при этом сухая,
  • шея у них мускулистая, длинная,
  • холка длинная и высокая,
  • длинная лопатка косо поставлена,
  • спина удлинённая, широкая, нередко мягковатая,
  • круп широкий, длинный и раздвоенный,
  • поясница широкая и ровная,
  • грудь глубокая и широкая,
  • длинные, правильно поставленные, сухие ноги,
  • копыта крупные, но плоские; густая грива и хвост.

Часто конечности характеризуются сильной оброслостью, поэтому нередко они страдают от мокреца.

Характерная масть – гнедая, вороная реже, иногда караковая с белыми отметками на ногах и голове. Средний вес жеребцов – около 760 кг, кобыл – 680.

Для этих коней характерна высокая работоспособность и выносливость, сочетающаяся с добрым нравом и энергичным темпераментом.

Двигаются шагом и рысью владимировцы размашисто и свободно. Рекорд по скоростной доставке груза был установлен владимирским тяжеловозом и стал абсолютным среди всех прочих пород тяжей.   Шикарно смотрятся владимировцы, запряженные в тройки – мощь и сила их поражает. Ещё одним их плюсом является неприхотливость к содержанию и кормлению, благодаря чему они хорошо приживаются на Урале и в Сибири.

Домашние лошади

Люди начали одомашнивание лошадей с древних времен, около четырех тысяч лет назад. Уже тогда для человека они стали не только средством быстрого передвижения, но и одним из источников шкур, мяса, молочной продукции. В то же время лошади не требовали сложного ухода и кормления.

При помощи селекции за многовековую историю люди выводили лошадей в зависимости от своих потребностей. Таким образом, были выведены лошади для верховой езды или в упряжках, для охоты, выпаса скота, работы в поле и многого другого. С развитием сельского хозяйства лошадь вовсе стала незаменимым помощником для пахоты земли и сбора урожая.

К тому же они хорошо обучаются и взаимодействуют с человеком. Поэтому сегодня их готовят для различных соревнований и выступлений в цирке.

С течением времени труд лошади был практически полностью заменен на механический. Несмотря на пользу, это привело к значительному снижению численности многих пород. Но даже сегодня в некоторых местностях лошади остаются незаменимой опорой для человека. Это относится в первую очередь к труднодоступным местам, таким как горные вершины, где машины не в состоянии заменить это великолепное животное.

История

В летописях Древней Руси сообщалось, что все лошади были поделены на милостных, сумных и поводных. Эти определения вполне могут считаться первыми конными породами. Но мы вспомним те, что известны и сегодня.

На милостных лошадях ездили князья, их присылали в качестве дорогого подарка за верную службу своим подданным, и только высшие чины дружины князей имели право обладать такой лошадью.

Сумных лошадей использовали для перевозки грузов – сум, вьюков, военных походов. Поводные лошади – товарные, отличались неповоротливостью, а потому годились лишь на то, чтобы их использовали исключительно в обозах. Лошадь на Руси ценилась невероятно высоко.

Так, в XI столетии князь Ярослав Мудрый издал сборник законов, в котором предписывалось виновному в убийстве чужой лошади уплатить в казну 12 гривен и еще 1 гривну пострадавшему. А что сегодня составляет основу отечественного коневодства?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector